Налог на утилизацию машины: что это и как работает

В современном мире, где автомобиль стал неотъемлемой частью повседневной жизни, вопросы, связанные с его эксплуатацией, приобретают особую актуальность. Одним из таких вопросов является утилизационный сбор (УС) – экологический налог, который уплачивается при производстве или ввозе на территорию страны транспортного средства (ТС). УС должен решать сразу несколько глобальных задач: уменьшить число старых авто, улучшить экологию, поддержать отечественный автопром – российские производители получают субсидии, эквивалентные утильсбору.
Что такое утилизационный сбор на авто? Кто обязан его платить, и в каких случаях это необходимо? Как рассчитывается сумма этого налога, и можно ли его избежать? Постарались дать ответы на эти вопросы в статье нашего блога.
Что такое утилизационный сбор
Этот экологическо-экономический налог – изобретение сравнительно недавнее. Он появился только в конце нулевых, а основоположниками стали ведущие страны Запада (Германия, Нидерланды, США, Великобритания), а также Япония и Китай. Идея УС возникла из того простого факта, что количество автомобилей в мире стало просто огромным – их число достигло 1,5 млрд штук, при этом ежегодно производится еще порядка 90 млн авто.
Стало очевидно, что просто брошенный на свалке в циклопическом количестве автохлам крайне негативно влияет на глобальную экологию. А еще пришло осознание того факта, что отслужившие свой срок машины – кладезь ценного вторсырья: металлов, пластика, стекла и других материалов.
Специалисты голландской компании, занимающейся авторециклингом (переработкой материалов из утилизированных машин) даже подсчитали, что мировой автопарк – это:
- 700+ миллионов тонн стали и чугуна;
- 100+ миллионов тонн цветных металлов;
- 100+ миллионов тонн пластика;
- 5,5+ миллионов тонн нефти;
- 10+ миллионов тонн свинца.
Настоящий Клондайк! Нерационально оставлять такое количество ресурсов бесхозным. Но для их переработки нужны мощности, а для создания перерабатывающей индустрии – инвестиции. Утильсбор стал одним из инструментов финансирования. Получается, что налог на утилизацию автомобиля по сути нужен всем, кто его платит – ведь деньги идут и на улучшение экологии, и на развитие экономики.
В России первая утилизационная программа появилась в 2009 году и действовала два года. Эта концепция предусматривала такой алгоритм: владелец старого авто сдавал машину на ресайклинг и получал скидку на приобретение нового отечественного автомобиля. В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Чтобы защитить свой рынок от потока подержанных иномарок, был принят закон про утилизационный сбор, который вводил УС на зарубежные авто. А через год утильсбор стал распространяться и на машины, сделанные в РФ. Регламентируется уплата утилизационного сбора в России Постановлением Правительства.
Кто должен и кто не должен платить утильсбор
Платить УС обязаны как физические, так и юридические лица. Для физических лиц это почти всегда касается случаев ввоза транспортного средства из-за границы. Юридические лица также выплачивают этот сбор при приобретении для коммерческого использования автомобилей, импортируемых на территорию России. Другим случаем уплаты УС юрлицами является утильналог для автопроизводителей.
Утилизационный сбор уплачивается на каждое ТС только один раз. Если налог уплачен, а автомобиль опять продается, новому владельцу повторно оплачивать сбор не нужно.
Перечень тех, кто должен платить УС:
- импортеры – за ввезенную в Российскую Федерацию машину (как новую, так и б/у);
- автопроизводители – за ТС, изготовленное в стране;
- покупатели – за авто, на которое утильсбор ранее не уплачивался.
Можно резюмировать следующее: если автомобиль приобретается в салоне официального дилера, в том числе с помощью автокредита, то, скорее всего, утильналог уже уплачен и заложен в цену. То же относится к покупке ТС с постоянными госномерами и зарегистрированного в ГАИ у частного владельца. А вот если ввозить машину самостоятельно, то и платить УС придется отдельно.
От уплаты УС транспортные средства освобождаются, в случае если они:
- ввозятся на территорию России временно и на учет ГАИ не ставятся;
- принадлежат участникам программы переселения соотечественников, беженцам или вынужденным переселенцам;
- признаются ретроавтомобилями согласно параметрам, зафиксированным в официальном списке;
- являются собственностью дипломатической миссии;
- ввозятся на территорию особой экономической зоны в Калининградской области.
Когда утильсбор уплачен, в ПТС вносится надлежащая отметка. Без оплаты этого налога зарегистрировать ТС и легально пользоваться им в России невозможно.
Сколько стоит утилизационный сбор
С момента введения УС на протяжении 10 лет его размер был неизменным. В 2024 году правительством была анонсирована программа повышения ставок утильсбора: с 1.10.2024 г. они выросли сразу на 70–80 % и будут повышаться ежегодно на 10–20 % вплоть до 2030 года. Согласно объяснениям Минпромторга, целью этой программы является развитие российского автопрома, а также стимулирование зарубежных компаний к локализации производства на территории России.
Каковы же размеры утильсбора по состоянию на 2025 год?
Начнем с основ. Итоговая сумма зависит от двух ключевых элементов:
- Базовая ставка. Фиксированное значение, которое является основой для дальнейших расчетов. Оно составляет 20 тыс. рублей для легковых автомобилей, 150 тыс. рублей для грузовиков, автобусов, прицепов и легкого коммерческого транспорта (не более 16 пассажирских мест), 172,5 тыс. рублей для спецтехники.
- Коэффициент. Переменная величина, которая зависит от характеристик автомобиля: объем двигателя, возраст, категория ТС. Чем мощнее и старше автомобиль, тем выше коэффициент, а значит – больше УС. Для грузовых авто добавляется еще один параметр – масса машины.
Льготный утильсбор для физлиц
Согласно действующему законодательству, физическое лицо может ввозить в Российскую Федерацию легковые автомобили, микроавтобусы (не более 11 пассажиров), пикапы, грузовики и фургоны (не более 5 тонн).
Здесь появляется еще один критерий – цель ввоза авто. Машина может приобретаться для себя, а может – для последующей перепродажи. Этот параметр влияет на стоимость утилизационного налога самым существенным образом.
Дело в том, что, например, для легковушек, которые ввозятся для личных нужд, действует льготный, или понижающий, коэффициент – 0,17. А значит, УС составит в этом случае всего 3 400 руб.: 20 000 × 0,17 = 3 400.
Однако льготный тариф применяется, только если ТС соответствует определенным критериям:
- объем двигателя – меньше 3 литров (либо это электромобиль);
- это единственное авто, которое гражданин ввозит в течение года;
- в последующие 12 месяцев ТС не продается (если продается – сбор придется оплатить снова, но уже с повышающим коэффициентом, о нем читайте ниже);
- автомобиль оформлен на российской таможне по пассажирской, а не по товарной декларации.
Приведем несколько примеров расчета утилизационного сбора.
Для легковых авто и электрокаров старше трех лет, которые ввозятся для личного пользования, тоже действует льготный коэффициент – 0,26, но он уже немного повышает общую сумму: 20 000 × 0,26 = 5 200.
Картина радикально меняется для мощных машин: базовая ставка для авто с двигателем 3–3,5 литра умножается на 107,67, а если объем > 3,5 л – на 137,11. И это для новых авто, моложе трех лет.
Таким образом, при ввозе, например, Kia Mohave, УС составит: 20 000 ×. 107,67 = 2 153 400. За четырехлитровую новенькую Audi RS Q8 придется выложить еще больше: 20 000 × 137,11 = 2 742 200.
В случае, если этим мощным авто более трех лет, коэффициенты становятся почти астрономическими: 164,84 и 180,24 соответственно. А сумма УС будет уже такой: 20 000 × 164,84 = 3 296 800 (авто с двигателем 3–3,5 литра); 20 000 × 180,24 = 3 604 800 (авто с двигателем свыше 3,5 литров).
Пока мы говорили только о ТС, которые ввозятся физлицами для себя и только в количестве 1 шт. за год. Сколько нужно будет заплатить налогов на утилизацию, если речь идет о втором за 12 месяцев автомобиле для личного пользования или о коммерческой цели – ввозе авто с целью перепродажи? Общий ответ – столько же, сколько платят за ввозимые ТС юридические лица. Для наглядности представим эти данные в сводной таблице.
Коммерческий утильсбор для физических, юридических лиц и ИП
Величина коммерческого УС на легковые авто | ||||
---|---|---|---|---|
Объем двигателя | Возраст до трех лет | Возраст более трех лет | ||
коэффициент | сумма | коэффициент | сумма | |
до 1 литра | 9,01 | ₽180 200 | 23 | ₽460 000 |
от 1+ до 2 литров | 33,37 | ₽667 400 | 58,7 | ₽1 174 000 |
от 2+ до 3 литров | 93,77 | ₽1 875 400 | 141,97 | ₽2 839 400 |
от 3+ до 3,5 литров | 107,67 | ₽2 153 400 | 164,84 | ₽3 296 800 |
3,5+ литра | 137,11 | ₽2 742 200 | 180,24 | ₽3 604 800 |
Коммерческий УС уплачивается физлицами и организациями, если ТС:
- не единственное авто, ввозимое в РФ за год;
- в таможенной декларации обозначено, что ввозится для продажи;
- задекларировано по таможенной процедуре для юридических лиц.
Следует сказать об одном важном исключении. Льготный коэффициент действует при уплате УС на электромобили во всех случаях, даже если электрокары ввозятся физлицами для последующей перепродажи. И еще нюанс: если гражданин зарегистрирован как ИП и ведет свой бизнес, он может ввозить из-за рубежа ТС для пользования в личных целях, уплачивая при этом льготную ставку утильсбора. Само по себе наличие статуса ИП не является причиной применения коммерческих тарифов.
Как и где оплатить утилизационный сбор
Как мы помним, УС начисляется двум категориям плательщиков: автопроизводителям и импортерам. Первые платят напрямую в ФНС по месту регистрации компании. Вторые делают отчисления в процессе таможенного оформления ТС. Рассмотрим этот случай подробнее.
При ввозе автотранспортного средства на территорию РФ (неважно – для личной эксплуатации или с коммерческими целями) необходимо руководствоваться несложным алгоритмом.
- 1Рассчитайте сумму УС. Вы можете воспользоваться формулой «Базовая ставка Х Коэффициент», одним из онлайн-калькуляторов или обратиться за помощью к специалисту.
- 2Узнайте реквизиты платежа в пункте таможенного оформления. Внимательно перепроверьте, правильно ли вы записали данные.
- 3Оплатите необходимую сумму. Это можно сделать в офисе банка, тогда специалист поможет правильно заполнить документ для денежного перевода. Можно воспользоваться банковским мобильным приложением – в этом случае заполнять поля придется самостоятельно. Важно не ошибиться в реквизитах, а в назначении платежа необходимо выбрать «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей».
- 4Возьмите бумажную квитанцию, если платили офлайн в банке, или сохраните и распечатайте электронный вариант, если погашали УС онлайн. Квитанцию предоставляют в таможню в общем пакете документов на ввоз ТС.
- 5Дождитесь проверки бумаг сотрудниками таможни. Если всё успешно, в ПТС будет внесена отметка об оплате утилизационного сбора.
Поскольку рассчитывать размер утильсбора должен сам плательщик, не исключены ошибки. Если получилась переплата, нужно подать заявление на возврат денег. В случае положительного решения переплату вернут в течение 30 дней. Бывают и обратные варианты – сумма УС была посчитана неверно, и в казну уплачено меньше положенного. Тогда таможенные органы могут потребовать доплатить утильсбор.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли не платить утилизационный сбор?
Нельзя, он обязателен к оплате для всех, кто производит автомобили в России или ввозит ТС из-за рубежа. Исключения предусмотрены только в некоторых случаях: не надо платить УС за винтажные авто с оригинальными комплектующими, дипломатические авто, ТС репатриантов и беженцев, а также автотранспорт, ввезенный в РФ временно или в свободную экономическую зону Калининградской области.
Можно ли оплачивать УС после таможенного оформления машины или в рассрочку?
Нет, утилизационный сбор оплачивается одним платежом в процессе таможенного оформления (для импортеров) или по факту выпуска автомобиля (для производителей). Действующие федеральные регламенты не предусматривают оплату постфактум или рассрочку.
В 2024-м и в 2025-м годах утилизационный сбор существенно повысился. Будет ли он увеличиваться и дальше?
Планы правительства предусматривают регулярное индексирование утильсбора. Ставка будет ежегодно расти на десять – двадцать процентов вплоть до 2030 года.
Если не уплатить утильсбор, какие будут последствия?
Авто просто нельзя будет легально эксплуатировать в России. Во-первых, машина не пройдет таможенное оформление, во-вторых, ее не зарегистрируют в ГАИ.