Как проверить, скручен ли пробег у автомобиля?

Зачем скручивают пробег
Состояние автомобиля зависит не столько от возраста, сколько от фактической эксплуатации и отношения владельца. С ростом числа километров на счетчике изнашиваются руль, педали, текстиль в салоне, электроника и климат-контроль, но худшее — двигатель.
Покупка авто, проехавшего более 150 000 км, может принести новому владельцу не только радость от экономии, но и большие финансовые проблемы в последующем. Даже если в первые месяцы владения всё будет устраивать, изношенный двигатель и другие комплектующие дадут о себе знать. Придется как минимум оплачивать замену аккумулятора, свечей, масла и ремня ГРМ, покупку или ремонт двигателя.
Доверчивость и желание сэкономить приводят покупателей б/у автомобилей к непредсказуемым затратам, достигающим нескольких сотен тысяч рублей. И порой стоимость ремонта превышает сумму, за которую купили злополучный транспорт. А избавиться от приобретения становится непросто.
Продавцу, конечно, выгодно продать машину, которая вот-вот станет бездонной дырой в кошельке. А высокий пробег снижает рыночную привлекательность и вынуждает значительно уступать в цене. Отсюда и попытки обмануть потенциальных покупателей. К счастью, мошенничество с одометрами уходит в прошлое. Благодаря современным цифровым приборам пробег не так просто скрутить.
Осмотреть кузов и салона автомобиля
Заподозрить обман можно по косвенным факторам, но абсолютной гарантии нет, ведь причины не всегда кроются в пробеге. В первую очередь исследуйте внутренние составляющие:
- Расширительный бак. Пластик у «молодого» авто будет желтого оттенка, но при длительной эксплуатации он чернеет.
- Радиатор. О солидном износе и отсутствии ухода говорит скопление накипи и окалины — слой оксида железа. Обычно локализуется на верхних рамках.
- Коробка предохранителей. Обратите внимание, насколько сильно стерлось красочное покрытие.
- Двигатель. Насторожить должен быстрый нагрев, однако причина бывает не связана с высоким пробегом. Возможно, проблема в охлаждающей жидкости или радиаторе.
- Ремень ГРМ. Может прийти в негодность после 100 тысяч километров. Визуально на это указывает потеря эластичности и потрескивания. А если перед вами совершенно новый ремень, не стесняйтесь поинтересоваться о причинах замены.
- Потребление бензина. Значительное превышение расхода топлива в сравнении с заявленным иногда говорит об износе двигателя, диска сцепления, топливных форсунок или насоса.
Заметить махинацию с одометром помогают внешние признаки. На что обратить внимание:
- Состояние салона. Потертые подлокотники, следы износа на сиденьях и дверных ручках, а также повидавшие виды кнопки панели приборов очевидно указывают на то, что авто активно использовали. Возможно, даже в такси.
- Педали. Резиновые накладки имеют свойство портиться при достижении пробега в 100 тысяч километров. Насторожить должны сильно изношенные или совсем новенькие педали. Нередки случаи, когда хитрые продавцы как скручивают пробег на авто, так и меняют комплектующие в салоне, чтобы пустить пыль в глаза.
- Руль. По аналогии с педалями. Если руль кожаный, постоянное использование выдает глянцевая поверхность, а у нового она матовая. Владельцы современных автомобилей отмечают, что первые признаки старения появляются уже после 40 тыс. км пробега.
- Шины. Если они оригинальные и с хорошим остаточным пределом, вероятно, обмана нет. Нужно брать во внимание, что первая смена шин обычно приходится на 5-летний возраст. В норме за этот период накапывает 60–100 тыс. км.
- Приборная панель. При ее замене показания пробега либо обнуляются, либо отображают некорректные цифры, если она досталась от другого ТС. Проверьте зону крепления на наличие царапин, следов снятия.
Изучить документы: сервисную книжку
Плановые и внеплановые техосмотры, а также ремонт помечаются в сервисной книжке автомобиля. В ней указывается вид работ, детали процедуры и пробег. Оказывается, всё так просто — заглянул в бумаги и узнал правду? В реальности книгу с легкостью подделывают, ведь не существует единой базы для проверки информации. К тому же она не считается официальным документом.
Однако в сервисной книжке стоят печати сервисов, где производились ТО и ремонт. Как узнать реальный ли пробег или скручен: свяжитесь с последней компанией в списке и уточните, действительно ли авто приезжало на обслуживание. Если это современный автосервис, информация о клиентах останется в базе.
Красные флаги в сервисной книжке:
- пустые страницы;
- небольшое количество записей;
- одинаковые почерк и чернила в разных местах;
- обслуживание в гаражных и несертифицированных сервисах;
- книжка на другую модель или отсутствие документа.
Манипуляции с отметками о техобслуживании и ремонте говорят не только о возможном занижении пробега. Так делают владельцы машин, попавших в серьезные аварии, чтобы скрыть глобальный ремонт, в том числе с дешевыми деталями.
Провести компьютерную диагностику
Манипулировать с цифровыми одометрами сложно, но реально. Распознать обман поможет проверка электронного блока управления. Ее производят специалисты автосервиса с помощью специального сканера.
Диагностика позволяет проверить данные о километраже в блоках АБС, ЭБУ и АКПП. Несовпадения явно указывают на скрутку, однако опытные «специалисты» стирают информацию сразу и везде. Указать на манипуляции способны ошибки бортового компьютера, хранящиеся в истории, если ее преднамеренно не подчистили.
Имейте в виду, что на рынке есть организации, которые за символическую сумму как скручивают пробег автомобиля, так и заметают все следы его прошлой жизни. Поэтому доверять одной лишь диагностике не стоит.
Проверить по базам
Услугу по проверке машины по базам оказывают специальные онлайн-сервисы. Они собирают информацию из разных источников:
- от партнеров-автосервисов;
- напрямую у дилеров;
- у страховых компаний;
- с досок объявлений;
- из ЕАИСТО;
- из открытых баз ГИБДД и других ведомств.
Для полной картины понадобится не только госномер, но и VIN-номер — он указан в паспорте ТС, страховке, СТС. Цифры в документах и на кузове должны совпадать. У японцев встречается аналог — фрейм-код.
Вы можете самостоятельно и бесплатно найти данные о машине в открытых источниках. Например, воспользоваться сервисом «Госавтоинспекция.рф». Лишним не будет проверить текущего собственника в базах ФССП на наличие исполнительного производства. Но получить информацию от бизнеса так просто не получится, ее предоставляют только коммерческие сервисы по проверке автомобилей.
В платном отчете, как правило, содержатся данные о регионах пользования, о выложенных ранее объявлениях о продаже, штрафах, розыске, истории обслуживания, ДТП и пробеге.
Как защитить себя от недобросовестных продавцов
Чтобы не быть обманутым и не переплатить за авто, которое не стоит своих денег, следуйте рекомендациям:
- Воспользуйтесь услугами автооценщика. У специалиста должно быть свое оборудование: сканер, толщиномер, компрессометр и др. К выбору автомобильного эксперта тоже нужно подходить внимательно. Попросите рекомендацию у знакомых, изучите отзывы и документы. Альтернативный и надежный вариант — сразу направиться в диагностический центр, если владелец не против.
- Проверьте автомобиль по базам. Если это не первая перепродажа, насторожить должен маленький прирост пробега. Например, в 2021 году транспорт уже был замечен в объявлении, и тогда он «намотал» 95 тыс. км. В 2025 году предлагают купить его с показаниями в 120 тысяч. Должны возникнуть сомнения, действительно ли за 4 года новый хозяин проехал всего 25 тысяч километров.
- Не стесняйтесь просить документы и задавать вопросы. Загляните в сервисную книжку и проверьте записи, изучите заказы-наряды, сверьте VIN-номер в техпаспорте и на кузове.
- Оценивайте в совокупности. Сама по себе сильная потертость водительского сидения не говорит о большом пробеге. Причина порой кроется в некачественных материалах и неаккуратной эксплуатации. Если настораживающих моментов много и стоимость подозрительно занижена, рекомендуем не рисковать.
- Пообщайтесь с автолюбителями. Много полезного обсуждают участники форумов. При сомнениях попробуйте задать вопросы другим водителям — они подскажут, как проверить, скручен ли пробег у конкретной модели.
Отметим, что важную роль играют и условия эксплуатации: по какой дороге ездил автомобиль и как часто проходил техобслуживание. Если транспорт катался по качественному асфальту, его состояние может остаться хорошим и после нескольких лет ежедневной езды. В случае с бездорожьем такое утверждать нельзя.
Покупка с рук — отчасти кот в мешке. Такие предложения, как лизинг и автокредитование с субсидией, помогают заполучить желанный транспорт, находящийся на гарантии.