Электромобили: плюсы и минусы использования в России

Что такое электромобиль
Электромобиль — это транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питающимся от аккумулятора. В нем отсутствует двигатель внутреннего сгорания (ДВС), а значит, нет и выхлопных газов.
Стоит ли покупать электромобиль в России?
Рынок электротранспорта в нашей стране растет, но пока его доля невелика по сравнению с обычными машинами: к середине 2024 года было зарегистрировано около 90 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов. В крупных городах появляется всё больше зарядных станций, однако в регионах инфраструктура развита слабо. Средняя цена нового электромобиля составляет около 6 млн рублей в зависимости от марки, а подержанного — 3–3,2 млн.
Покупка будет выгодна, если вы живете в мегаполисе с развитой сетью зарядок, можете заряжать авто дома или на работе и передвигаетесь в основном по городу. Для тех, кто часто ездит на большие расстояния или проживает в холодных регионах с малым количеством станций, эксплуатация будет сложной и дорогой.
Виды электромобилей
Такие авто бывают разных типов:
- полностью электрические;
- гибридные электромобили (работают и на бензине, и от батареи);
- подключаемые гибриды;
- модели на водородных топливных элементах.
Наиболее распространены электромобили с аккумуляторной батареей — они заряжаются от сети и работают на электричестве.
Где и как можно заряжать электромобиль
В России работают станции быстрой и медленной зарядки, мобильные зарядные устройства, и существует возможность подключения к бытовой розетке с заземлением. В 2023 году было более 4300 станций, половина из которых работала в Москве и Подмосковье. Стоимость составляла примерно 15–20 рублей за 1 кВт⋅ч.
Сложность состоит в том, что при поездках на дальние расстояния важно планировать маршрут с учетом расположения зарядок. В некоторых регионах они встречаются крайне редко, что затрудняет возможность передвижения на таком авто.
Посмотреть ближайшие станции и составить с их учетом маршрут водитель может при помощи специальных сервисов, например, 2GIS.
Влияние температуры на аккумулятор
Холодный климат является серьезным испытанием для электромобилей. При отрицательных температурах химические процессы в аккумуляторе замедляются, что снижает его емкость и увеличивает время зарядки. При -10° запас хода может упасть на 30–40 %, а при сильных морозах наполовину. Чтобы избежать проблем, держите электромобиль в теплом гараже и пользуйтесь функцией предварительного прогрева батареи.
Преимущества электромобилей
Главный плюс воздействия электромобильности на окружающую среду — отсутствие выхлопных газов. Также машины абсолютно бесшумны, поэтому не доставляют дискомфорта остальным. Помимо этого, владелец экономит на топливе и техническом обслуживании: нет необходимости менять масло, как это необходимо делать в ДВС, а тормозные колодки изнашиваются медленнее.
Так как двигатель выдает максимальную мощность с первых секунд движения, разгон становится динамичнее, а за счет низкого центра тяжести машина стабильнее ведет себя на дороге.
В российских городах владельцы электрокаров могут рассчитывать на льготы: отсутствие оплаты за проезд по платным дорогам, отмену транспортного налога и платы за парковку в некоторых регионах, государственные субсидии в размере 25 % на покупку отечественных моделей. Стоимость зарядки на станциях в разы ниже цены бензина, а при наличии частного дома можно заряжаться прямо в гараже.
Недостатки электромобилей
Однако есть и существенные минусы. Во-первых, запас хода обычно ниже, чем у машин с ДВС: на одном заряде он составляет максимум 400–500 км. Во-вторых, инфраструктура: в Москве и Санкт-Петербурге станций много, но в регионах они встречаются гораздо реже.
Также вы не можете куда-то срочно поехать, если аккумулятор разряжен: придется ждать от 40 минут на быстрых станциях и до 10 часов от бытовой розетки. В мороз емкость батареи падает, а обогрев салона и стекол дополнительно сокращает дальность поездки.
Еще одним негативным фактором является цена. Даже с учетом ее снижения электромобили пока стоят дороже бензиновых моделей. При выходе из строя аккумулятора замена обойдется в сотни тысяч. Быстрые зарядки ускоряют износ, а его средний срок службы в российских условиях составляет 8–12 лет.
Часто ли надо менять аккумулятор электромобиля?
Современные устройства служат в среднем 10 лет. На долговечность влияют частые зарядки, экстремальные температуры и механические нагрузки. Батареи литий-железо-фосфатного типа (LFP) считаются более устойчивыми к холоду и долговечными, чем никель-марганцево-кобальтовые (NMC). Основные признаки износа — снижение запаса хода и уменьшение количества энергии, которую она принимает.
Электромобили успешно используют в крупных городах. Они позволяют экономить на топливе и обслуживании, дают доступ к льготам и делают поездки тише и экологичнее. Но если рассматривать покупку такого авто для регионов с холодным климатом и малым количеством зарядных станций, это станет не лучшим выбором, поэтому большинство по-прежнему выбирает обычный автомобиль.