Электромобили: плюсы и минусы использования в России

Электромобили встречаются на дорогах России всё чаще. Их ценят за экологичность, тихую работу и низкие расходы на амортизацию. Но вместе с преимуществами они обладают и существенными недостатками: слабой развитостью зарядной инфраструктуры, особенностями эксплуатации в холодном климате и высокой ценой. В статье мы рассмотрим, насколько оправдана покупка электромобиля в нашей стране, и к чему должен быть готов будущий владелец такого авто.

Что такое электромобиль

Электромобиль — это транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питающимся от аккумулятора. В нем отсутствует двигатель внутреннего сгорания (ДВС), а значит, нет и выхлопных газов.

Стоит ли покупать электромобиль в России?

Рынок электротранспорта в нашей стране растет, но пока его доля невелика по сравнению с обычными машинами: к середине 2024 года было зарегистрировано около 90 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов. В крупных городах появляется всё больше зарядных станций, однако в регионах инфраструктура развита слабо. Средняя цена нового электромобиля составляет около 6 млн рублей в зависимости от марки, а подержанного — 3–3,2 млн.

Покупка будет выгодна, если вы живете в мегаполисе с развитой сетью зарядок, можете заряжать авто дома или на работе и передвигаетесь в основном по городу. Для тех, кто часто ездит на большие расстояния или проживает в холодных регионах с малым количеством станций, эксплуатация будет сложной и дорогой.

Виды электромобилей

Такие авто бывают разных типов:

  • полностью электрические;
  • гибридные электромобили (работают и на бензине, и от батареи);
  • подключаемые гибриды;
  • модели на водородных топливных элементах.

Наиболее распространены электромобили с аккумуляторной батареей — они заряжаются от сети и работают на электричестве.

Где и как можно заряжать электромобиль

В России работают станции быстрой и медленной зарядки, мобильные зарядные устройства, и существует возможность подключения к бытовой розетке с заземлением. В 2023 году было более 4300 станций, половина из которых работала в Москве и Подмосковье. Стоимость составляла примерно 15–20 рублей за 1 кВт⋅ч.

Сложность состоит в том, что при поездках на дальние расстояния важно планировать маршрут с учетом расположения зарядок. В некоторых регионах они встречаются крайне редко, что затрудняет возможность передвижения на таком авто.

Посмотреть ближайшие станции и составить с их учетом маршрут водитель может при помощи специальных сервисов, например, 2GIS.

Влияние температуры на аккумулятор

Холодный климат является серьезным испытанием для электромобилей. При отрицательных температурах химические процессы в аккумуляторе замедляются, что снижает его емкость и увеличивает время зарядки. При -10° запас хода может упасть на 30–40 %, а при сильных морозах наполовину. Чтобы избежать проблем, держите электромобиль в теплом гараже и пользуйтесь функцией предварительного прогрева батареи.

Преимущества электромобилей

Главный плюс воздействия электромобильности на окружающую среду — отсутствие выхлопных газов. Также машины абсолютно бесшумны, поэтому не доставляют дискомфорта остальным. Помимо этого, владелец экономит на топливе и техническом обслуживании: нет необходимости менять масло, как это необходимо делать в ДВС, а тормозные колодки изнашиваются медленнее.

Так как двигатель выдает максимальную мощность с первых секунд движения, разгон становится динамичнее, а за счет низкого центра тяжести машина стабильнее ведет себя на дороге.

В российских городах владельцы электрокаров могут рассчитывать на льготы: отсутствие оплаты за проезд по платным дорогам, отмену транспортного налога и платы за парковку в некоторых регионах, государственные субсидии в размере 25 % на покупку отечественных моделей. Стоимость зарядки на станциях в разы ниже цены бензина, а при наличии частного дома можно заряжаться прямо в гараже.

Недостатки электромобилей

Однако есть и существенные минусы. Во-первых, запас хода обычно ниже, чем у машин с ДВС: на одном заряде он составляет максимум 400–500 км. Во-вторых, инфраструктура: в Москве и Санкт-Петербурге станций много, но в регионах они встречаются гораздо реже.

Также вы не можете куда-то срочно поехать, если аккумулятор разряжен: придется ждать от 40 минут на быстрых станциях и до 10 часов от бытовой розетки. В мороз емкость батареи падает, а обогрев салона и стекол дополнительно сокращает дальность поездки.

Еще одним негативным фактором является цена. Даже с учетом ее снижения электромобили пока стоят дороже бензиновых моделей. При выходе из строя аккумулятора замена обойдется в сотни тысяч. Быстрые зарядки ускоряют износ, а его средний срок службы в российских условиях составляет 8–12 лет.

Часто ли надо менять аккумулятор электромобиля?

Современные устройства служат в среднем 10 лет. На долговечность влияют частые зарядки, экстремальные температуры и механические нагрузки. Батареи литий-железо-фосфатного типа (LFP) считаются более устойчивыми к холоду и долговечными, чем никель-марганцево-кобальтовые (NMC). Основные признаки износа — снижение запаса хода и уменьшение количества энергии, которую она принимает.

Электромобили успешно используют в крупных городах. Они позволяют экономить на топливе и обслуживании, дают доступ к льготам и делают поездки тише и экологичнее. Но если рассматривать покупку такого авто для регионов с холодным климатом и малым количеством зарядных станций, это станет не лучшим выбором, поэтому большинство по-прежнему выбирает обычный автомобиль.

Читайте также


Чем лизинг отличается от кредита на автомобиль?
Лизинг — это возможность, доступная как бизнесу, так и физическим лицам. В статье рассказываем о разнице между лизингом и кредитом на автомобиль. А также разбираемся, в каких ситуациях выгодно брать заем, а в каких — обращаться в лизинговую компанию.
Ознакомиться с политикой обработки персональных данных
Название модели и марки автомобиля, информация о сумме платежа, характеристиках машины и условиях покупки являются вымышленными и приведены для примера.
¹ Доступно пользователям мобильного приложения Korona³, у которых активен раздел меню «Лизинг». Активация раздела происходит в случае получения персонального предложения АО «Корона Лизинг».
² Предложение доступно в автосалонах в г. Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.
³ Мобильное приложение «Онлайн-переводы» (При этом название карточки приложения в интернет-магазинах может различаться, а именно, вместо словосочетания «Онлайн-переводы» в качестве названия приложения может использоваться слово «Korona» или «KoronaPay»; к названию «Онлайн-переводы»/«Korona»/«KoronaPay» могут быть добавлены дополнительные слова/фразы). Услуга по переводу денежных средств при внесении платежей в мобильном приложении предоставляется РНКО «Платежный Центр» (ООО), лицензия Банка России № 3166-К от 14.04.2014 г., г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, ОГРН: 1025400002968.
⁴ Может взиматься комиссия, подробнее о комиссии рекомендуем узнать в обслуживающем банке.
Подробная информация об услуге – на сайте koronacar.ru в разделе «Документы».
Услуга лизинга предоставляется АО «Корона Лизинг». ОГРН 1215400041262, ИНН 5473000454, адрес: г. Новосибирск, ул. Мусы Джалиля, д. 3/1, ком 822
Google Play и логотип Google Play являются товарными знаками корпорации Google LLC. Apple и App Store являются товарными знаками Apple Inc.