Автомат или механика: плюсы и минусы АКПП и МКПП

Коробка передач — это одна из главных составляющих частей машины. Несмотря на то что автомат существует с 1940 года, до сих пор выпускается огромное количество транспортных средств с механической трансмиссией. От выбора зависит не только комфорт за рулем, но и стоимость обслуживания, динамика и даже срок службы.
Сегодня на рынке представлены автоматическая (АКПП) и механическая (МКПП) коробки. У каждой есть свои преимущества и недостатки. Автомат намного удобнее и современнее, но механика надежнее и гораздо проще. В статье мы расскажем о преимуществах и недостатках АКПП и МКПП, чтобы вы могли выбрать подходящий вариант.

Отличия АКПП от МКПП

Разница заключается в том, как переключаются передачи, вернее, кто это делает: авто или человек. В первом случае всё происходит с помощью электроники и гидравлики. Машина сама оценивает скорость, обороты двигателя, нагрузку и выбирает оптимальное передаточное число. Во втором этим занимается водитель: он нажимает педаль сцепления, чтобы разъединить двигатель и трансмиссию, и рычагом выбирает нужную передачу. Таким образом, транспорт ведет себя по-разному.

Плюс механики перед автоматом в том, что человек сам решает, когда перейти на пониженную передачу для обгона или на повышенную ради экономии топлива. АКПП делает всё за вас, и переключения происходят плавно и почти незаметно. Но ее конструкция намного сложнее, поэтому обслуживание требуется чаще, а ремонт — дороже.

АКПП

Центром автоматической коробки является гидротрансформатор. Внешне он похож на большой волчок и заменяет привычное сцепление. Вместо жесткой связи двигателя и колес используется поток масла. Двигатель крутит насосное колесо, масло под давлением передает вращение на турбинное колесо, и движение плавно переходит на трансмиссию. Благодаря этому автомобиль трогается мягко и аккуратно.

Затем начинают работать планетарные передачи, представляющие собой круг с тремя шестеренками, которые меняют передаточные числа. В зависимости от того, какие элементы заблокированы, машина едет быстрее или медленнее при тех же оборотах двигателя. Управляет этим электроника и гидравлическая система: они следят за нагрузкой, скоростью и оборотами.

Современные АКПП часто «умные» и адаптируются под стиль вождения. Если водитель любит разгоняться резче, коробка дольше держит низкие передачи. При спокойной езде переключения происходят раньше, что снижает расход бензина.

Особенности

Автомат может быть разным, существует несколько типов коробок:

  • Классическая гидротрансформаторная. Этот вариант встречается чаще остальных и считается наиболее надежным. Движение с ней будет плавным, она выдерживает большие нагрузки, а ресурс достигает 250–300 тыс. км. Главный минус — немного больший расход топлива.
  • Вариатор (CVT), в котором нет фиксированных передач. Ремень или цепь скользят по конусам, и передачи меняются мягко. Машина ускоряется без рывков, что удобно в городе. Из недостатков можно отметить чувствительность к перегреву и резкому старту.
  • Роботизированная (АМТ). По факту представляет собой механику, где сцеплением и переключением управляет электроника. В результате езда может быть «дерганой».
Плюсы и минусы коробки автомат

Главным преимуществом АКПП является удобство при передвижении в пробках по городу и плавный разгон без рывков. Она идеально подходит для начинающих водителей, им не нужно думать о третьей педали.

Также современные автоматы почти не уступают механике по расходу бензина. Удобнее такие авто окажутся и при продаже: на них больший спрос.

Из недостатков можно отметить более высокую стоимость ремонта и меньшую проходимость в тяжелых условиях (при бездорожье или буксировке). Помимо этого, АКПП чувствительнее к перегреву и качеству масла, а ресурс ниже, чем у механики.

МКПП

Механическая коробка — это классика. Ее устройство гораздо проще: вращение от двигателя поступает на первичный вал, на котором закреплены шестеренки. Через сцепление человек соединяет или разъединяет двигатель и трансмиссию. Переключая рычаг, он выбирает нужную пару шестеренок, которая определяет скорость вращения вторичного вала и, следовательно, колес.

Главное, что отличает МКПП — прямое участие человека. Он контролирует все процессы, может заранее подготовиться к обгону или резкому торможению двигателем. Для опытных водителей такой тип движения может быть удобнее, а для новичков обычно он непривычен, что приводит к тому, что авто может заглохнуть в самый неподходящий момент.

Особенности

У механики нет разнообразия. По сути, это один тип коробки, который отличается только количеством передач (обычно 5 или 6). В спортивных или грузовых автомобилях могут быть варианты с 7-ю и более, но принцип остается тем же.

Плюсы и минусы

Преимущество МКПП в том, что она менее требовательна к обслуживанию. Даже если сцепление износилось, его замена стоит относительно недорого. Ремонт самой коробки тоже обходится дешевле и доступен практически в любом сервисе благодаря простой и надежной конструкции.

Ресурс трансмиссии составляет около 500 тыс. км, при этом она устойчива к перегрузкам, поэтому лучше подходит для бездорожья и экстремальной езды.

Главным недостатком является неудобство использования в пробках: вам придется постоянно переключать передачи. Также к механике гораздо труднее привыкнуть, поэтому новички обычно трогаются с рывками. Продать такую машину сложнее, потому что МКПП имеет меньший спрос.

Что выбрать: механику или автомат?

Во многом решение зависит от того, где и как будет использоваться автомобиль.

  • Для города и пробок лучше выбрать автомат. Он снижает нагрузку, делает поездку спокойной и комфортной. То же самое касается приобретения авто для такси и коммерческого использования: АКПП облегчит работу водителя, снизит усталость.
  • Если вы часто совершаете дальние поездки по трассам, выбор зависит от ваших предпочтений. Автомат комфортнее, но МКПП надежнее и экономнее.
  • Для бездорожья и села традиционно выбирают механику. Она устойчивее к перегрузкам, позволяет контролировать тягу и проще ремонтируется в полевых условиях с минимальным набором инструментов.
  • Автошколы в последние 15 лет приобретают оба типа машин. Это дает универсальные навыки. Хотя экзамен можно сдавать и на автомате, рекомендуем обучение именно на МКПП.
  • В автоспорте всё зависит от дисциплины. В драгрейсинге и кольцевых гонках используют режим автомата с двойным сцеплением: он переключает быстрее человека, хотя кто-то предпочитает драг на механике. В дрифте, ралли и экстремальной езде ценят МКПП, дающую пилоту полный контроль и позволяющую выполнять сложные приемы, которые АКПП просто не даст сделать.

В сравнении, что лучше — автомат или механика, нет однозначного ответа. АКПП и МКПП представляют собой кардинально разные подходы к управлению автомобилем. Первый вариант создан для удобства, плавного движения, он больше подойдет неопытным водителям. Второй идеален для тех, кто ценит надежность, контроль и простоту. Таким образом, всё зависит от того, как вы планируете использовать машину. Для города идеально подойдет автомат. Для бездорожья — механика.

Читайте также


Чем лизинг отличается от кредита на автомобиль?
Лизинг — это возможность, доступная как бизнесу, так и физическим лицам. В статье рассказываем о разнице между лизингом и кредитом на автомобиль. А также разбираемся, в каких ситуациях выгодно брать заем, а в каких — обращаться в лизинговую компанию.
Ознакомиться с политикой обработки персональных данных
Название модели и марки автомобиля, информация о сумме платежа, характеристиках машины и условиях покупки являются вымышленными и приведены для примера.
¹ Доступно пользователям мобильного приложения Korona³, у которых активен раздел меню «Лизинг». Активация раздела происходит в случае получения персонального предложения АО «Корона Лизинг».
² Предложение доступно в автосалонах в г. Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.
³ Мобильное приложение «Онлайн-переводы» (При этом название карточки приложения в интернет-магазинах может различаться, а именно, вместо словосочетания «Онлайн-переводы» в качестве названия приложения может использоваться слово «Korona» или «KoronaPay»; к названию «Онлайн-переводы»/«Korona»/«KoronaPay» могут быть добавлены дополнительные слова/фразы). Услуга по переводу денежных средств при внесении платежей в мобильном приложении предоставляется РНКО «Платежный Центр» (ООО), лицензия Банка России № 3166-К от 14.04.2014 г., г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, ОГРН: 1025400002968.
⁴ Может взиматься комиссия, подробнее о комиссии рекомендуем узнать в обслуживающем банке.
Подробная информация об услуге – на сайте koronacar.ru в разделе «Документы».
Услуга лизинга предоставляется АО «Корона Лизинг». ОГРН 1215400041262, ИНН 5473000454, адрес: г. Новосибирск, ул. Мусы Джалиля, д. 3/1, ком 822
Google Play и логотип Google Play являются товарными знаками корпорации Google LLC. Apple и App Store являются товарными знаками Apple Inc.